Эффективные методы, приёмы  формирования общеучебных умений и навыков на уроках физико-математического цикла

Общеучебные умения и навыки (далее — ОУУН) являются универсальными способами получения и применения знаний. Системный подход к формированию ОУУН и разработка соответствующих методик могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Коллектив учителей нашего методического объединения рассматривает общеучебные умения и навыки как базовый элемент образовательной деятельности учащихся. Эти умения и навыки успешно формируются и используются в процессе изучения предметов физико-математического цикла на уроках  и в системе дополнительного образования. Реализация этого подхода позволяет значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить недостаточную развитость отдельных навыков. Система работы с общеучебными умениями и навыками, созданная в лицее, обладает следующими достоинствами:
— обеспечивает формирование ОУУН в рамках каждого предмета;
— создает единое образовательное пространство для учащихся.
При разработке данной системы последовательно решались следующие задачи:
— систематизация общеучебных умений и навыков;
— выделение приоритетных ОУУН для каждого предмета;
— разработка методики формирования общеучебных умений и навыков;
— координация работы учителей физико-математического цикла;
— обеспечение возможности самостоятельного применения ОУУН учащимися в практической деятельности.
В связи с тем, что педагогам целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу ОУУН и методике их формирования, в рамках заседания МО в ноябре этого года обсуждались аспекты развития ОУУН у лицеистов.
Коллектив нашего методического объединения  начал работать над этой проблемой с 2003-2004 учебного года. Но только в 2009 году эта работа стала приобретать  систематизированный характер. Эффективность формирования ОУУН учителя оценивают в зависимости  от ряда факторов:
от способности учащихся к обучению;
от интересов, направленности и мотивации школьников;
от качества используемых в образовательном процессе технологий;
от уровня согласованности в работе учителей и единства требований к учащимся;
от полноты использования интегративных связей при проектировании содержания учебных предметов и их групп;
от профессионализма учителей и их компетентности в вопросах формирования ОУУН.
Каждый учитель нашего методического объединения определил те  общеучебные умения и навыки, которыми должны обладать ученики на момент поступления в лицей с учетом их возрастных особенностей и требований к содержанию обучения в основной школе.
Хочется  подробнее остановиться на формировании   у учащихся учебно-информационнх  умений – общеучебных умений, которые обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения  любых учебных задач. В качестве примера занятия, в задачи которого входит формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков можно привести последовательность действий по организации группового задания по математике у учителя Кучуры Т.Е.:
1. Сформировать разноуровневые группы из 5-7 учащихся.
2. Определить и уточнить цели совместной деятельности каждой группы в зоне их ближайшего развития.
3. Составить план выполнения разноуровневых заданий.
4. Распределить обязанности между участниками каждой группы.
5. Найти способы решения заданий.
6. Обсудить варианты выполнения заданий и составить алгоритм их решения.
7. Сопоставить варианты, предлагаемые разными участниками.
8. Принять коллективное решение.
9. Отчитаться в классе о проделанной работе.  
Организация работы в группах, где  учитель учитывает не только базовые знания учащихся, но и уровень  сформированности  у них  общеучебных умений и навыков, даёт возможность дифференцированно подходить к изучению  наиболее сложных тем математики.  При этом в роли учителя  часто выступают  сами ученики: научился сам – научи другого. Такой методический приём способствует развитию не только  учебно-информационных, но и учебно-коммуникативных  умений. Ребята учатся  обмениваться  и  передавать информацию, высказывать суждения, задавать  уточняющие  вопросы, слушать друг друга,  распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге.
Создание проблемных ситуаций, решение задач  с использованием приёма  «спиральное усложнение», решение комбинированных многоступенчатых задач  на уроках физики у Шеклеевой Л.Н.,   способствует формированию и развитию  у учащихся логического мышления, умения анализировать и систематизировать учебный материал, обобщать и выделять главное. У ребят формируется умение  применять  знания  в незнакомой практической области,  развиваются навыки самостоятельной работы. Особое внимание уделяется анализу решения аналогичных элементов в задачах разной тематики и сложности. Ребята учатся разбивать любую сложную задачу на составные части, решение каждой из которых – это отдельная мини задача. Уроки  по теме «Практикум решения задач»  часто становятся продолжением работы школы «Интеллектуал», только при этом все ученики профильного класса имеют возможность учиться решать олимпиадные задачи. Такой приём повышает самооценку учащихся и способствует формированию активного интереса к предмету и повышению качества  физического образования.
Использование  Пранюк Л.В.  информационных технологий  и методов моделирования на уроках информатики,  способствует формированию и развитию у учащихся навыков  пользования техническими средствами воспроизведения информации: работе с компьютерными каталогами, банками данных в системе Интернета, в локальной компьютерной сети; способствует обучению навыкам программирования  и компьютерного  дизайна.  Данная методика позволяет учащимся качественнее готовиться к остальным школьным предметам.
Использование  информационных технологий  и методов моделирования на уроках физики у Пищик Н.В.,  способствует формированию и развитию у учащихся навыков  работы по созданию мультимедийных  презентаций, умению  собирать, обрабатывать и передавать  данные первичной информации  для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Результатом такой деятельности стал банк  учебных, научно-познавательных и игровых презентаций по физике и смежным дисциплинам, который постоянно пополняется.
Кучинская Л.М. в практике  своей работы активно использует созданный банк дидактических разноуровневых тестовых заданий для организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике. Данная форма работы позволяет формировать и развивать у  ребят навыки  контроля  и самоконтроля за  уровнем своей учебной деятельности, способствует воспитанию чувства ответственности. Это особенно актуально при работе  в 11 штрих классах.
Перечисленные формы и методы работы учителей физико-математического цикла не только обеспечивают  повышение качества знаний и умений учащихся, но и позволяют  координировать совместную  деятельность по формированию общеучебных умений по горизонтали (между учителями в параллелях) и по вертикали (между учителями различных параллелей). Проделанная работа позволила определить приоритетные общеучебные навыки для каждого предмета, на основе чего учителями были разработаны сводные таблицы общеучебных навыков с учетом постепенного усложнения и углубления. Фрагменты таких таблиц представлены ниже.

Таблица 1. Фрагмент таблицы общеучебных и предметных умений и навыков  по  физике и математике

10 класс 1полугодие

10 класс 2полугодие

11 класс 1полугодие

11 класс 2полугодие

Выделять главное в абзацах параграфа  и в условиях  заданий

Уметь сужать задачу и расширять  её, переформулировать  вопросы

Обобщать   тематические задания  для составления  метода их решения

Извлекать концептуальную информацию из текста задачи и её решения, на ее основе составлять новые расширенные  сложные задания

Делить текст задания на части, находить в каждой основное ключевое решение

Выявлять в тексте  задания функционально-смысловые элементы, выполнять анализ этапов решения на основе вопросов учителя

Выбирать адекватные  формулы, законы, теоремы для  рационального решения задания

Делать полный  анализ  всех этапов решения и полученных результатов.

Знакомство с  алгоритмом решения с целью создания собственного правила

Развитие умения  решения задач, которое  включает элементы анализа

Развитие умения сопоставлять тексты разных задач, объединенных общей  тематикой

Составление различных графиков,  диаграмм (иллюстративный, исследовательский)

Таблицы общеучебных навыков, во-первых, способствуют последовательному и целенаправленному осуществлению работы над ОУУН, во-вторых, позволяют учителям пользоваться готовыми разработками своих коллег, в-третьих, помогают педагогам выявлять проблемы, связанные с развитием у школьников общеучебных навыков, и вносить в работу над ними необходимые коррективы. Так, в начале учебного года во всех параллелях проводятся контрольные работы по повторению, цель которых не только проверка знаний, но и отслеживание степени сформированности ОУУН за предыдущий учебный год.

Требования к учебной деятельности и формирование общеучебных умений и навыков
Следует отметить, что ОУУН, являясь базовыми, напрямую способствуют формированию предметных навыков. Учителя в соответствии с приоритетными для учебной дисциплины общеучебными навыками составляют требования к основным видам учебной деятельности по предмету. ОУУН, формируемые в процессе усвоения предметных навыков, способствуют усвоению последних и помогают преодолеть предметную замкнутость. Ниже приводятся требования к отдельным видам учебной деятельности.
Требования к отдельным видам учебной деятельности
Требования к оформлению лабораторной работы по физике
1. Указания номера и полного названия лабораторной работы.
2. Четкость формулировки цели работы.
3. Соблюдение последовательности этапов работы.
4. Определение способов действий и ожидаемого результата.
5. Описание хода работы (таблица измерений, графическое оформление, вычисления).
6. Подведение итогов работы и выводы по ней.
Логическим продолжением работы по развитию ОУУН является определение общих критериев и требований для межпредметного уровня. Единые методические приемы, используемые учителями при формировании ОУУН, обеспечивают уточнение и адаптацию общеучебных умений, понимание взаимообусловленности их содержания.

Варианты методических приемов по формированию общеучебных умений и навыков по отдельным предметам

Алгоритм постановки проблемного вопроса (астрономия, физика)
1. Внимательно прочитайте текст, уясните его содержание.
2. Выделите главную мысль (ключевые моменты, основные идеи).
3. Обратите внимание на наличие противоречий (несоответствий, различие подходов, объяснений).
4. Определите, в чем суть выявленных противоречий; насколько они существенны.
5. Сформулируйте на основе этих противоречий проблемный вопрос, подумайте о возможных вариантах ответа на него.
Структура проблемного вопроса: указание на объекты, указание на направление изучения объектов, наличие явного или скрытого противоречия.

Памятка для решения познавательных задач (математика, физика, информатика)
1. Ознакомьтесь с условием задачи, выясните непонятные моменты.
2. Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием.
3. Определите пути и способы решения задачи.
4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
5. Определите последовательность действий, выберите наиболее рациональный способ решения.
6. Сопоставьте полученный результат с условием задачи, убедитесь в правильности ответа.

Рекомендации по составлению тезисов ответа или сообщения (физика, астрономия)
1. Прочтите текст источника, следя за развитием главной мысли в нем.
2. Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного текста.
3. Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающие изложенные в источнике факты.
4. Проверьте, все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.
5. Расположите тезисы в соответствии с логикой вашего ответа.

Общеучебные умения и навыки, формируемые на предметном и межпредметном уровне, обеспечивают положительные изменения в учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку они могут быть свободно перенесены учеником из теоретической плоскости в практическую. Однако закрепление ОУУН возможно лишь при наличии у школьников устойчивой потребности в их применении. Эти навыки «срабатывают» лишь тогда, когда осознается их полезность и действенность. Ощутить себя в подобной ситуации ученикам позволяют задания централизованного тестирования, олимпиады, исследовательская деятельность, брейн-ринги.   В новой для себя обстановке они должны самостоятельно применить необходимые ОУУН для разрешения проблемных вопросов и выполнения различного рода заданий.

Варианты заданий для учащихся 10 класса, предложенные им в ходе исследовательской работы по теме «Влияние влажности на состояние человека, погодные условия и растения»
3Сравнить результаты измерений влажности с состоянием здоровья испытуемых объектов за каждый день, неделю, месяц. 
3Сопоставить особенности данного влияния, объяснить причины возникновения выявленных особенностей.
3Определить, каким образом влажность, её перепады отразились на  здоровье человека разного возраста, на  биологических особенностях растения, на погодные условия, особо подчеркните  практическую значимость подобных  данных результатов. Они способствуют:
— приобретению навыков самостоятельной работы;
— углублению изученного ранее материала и получению новых знаний.
Кроме того, они предоставляют школьникам возможность использовать ОУУН по биологии,  химии, медицине.

Приложение
Общеучебные умения и  навыки (10-й класс)
1. Учебно-организационные:
— владеть различными способами самоконтроля;
— определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;
— определять содержание своей учебной деятельности;
— корректировать объем собственной учебной деятельности;
— соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.
2. Учебно-информационные:
— составлять конспект текста, выступления;
— составлять рецензию на ответ;
— выполнять реферативные работы;
— выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;
— использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.
3. Учебно-логические:
— определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
— выполнять сравнение по аналогии;
— осуществлять опровержение аргументов;
— решать проблемные учебные задачи;
— комбинировать известные средства для решения новых задач;
— проводить работу исследовательского характера;
— владеть навыками анализа и синтеза;
— осуществлять мысленный эксперимент.
4. Учебно-коммуникативные:
— выступать перед аудиторией;
— вести полемику, участвовать в дискуссии;
— быть корректным к мнению других;
— находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
— уметь донести свое мнение до других.

Вернуться к выступлениям

 

О сайте | Разработчики
Гродненская область, г. Лида, ул. Ленинская, д.15
e-mail: fizmatushki@yandex.ru