Подготовка лицеистов к участию в олимпиадном движении как одно из направлений работы с одарёнными учащимися

Процесс формирования творческой личности невозможен без состязательных видов деятельности. Они позволяют не только выявить наиболее одарённых детей, в той или иной области науки, но и удовлетворить их интеллектуальные и творческие потребности. Самой массовой формой интеллектуальных соревнований по-прежнему остается олимпиада.
Организация работы по подготовке одарённых  учащихся  к участию  в олимпиадном движении  различного уровня  остаётся  наиболее актуальной и значимой для лицейского образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее,  возрастает значение межпредметных  связей:  химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и  астрономам не обойтись без знаний математики  и  физики, физикам  необходимы  технические знания   и экспериментальные  навыки  и т.д.  Сегодня, в современной школе,  учителю  необходимо  умение  учить детей  учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде. Чтобы данная работа была результативной  в разработке  ИОМ и его выполнении  активную позицию должен занять сам ученик. При этом учитель-предметник совместно с педагогом психологом должны  всесторонне изучить все сильные и слабые стороны одарённого ребёнка, как в его психологическом портрете, так и в его багаже знаний.
Докладчиками уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления их признаков, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Так, способности некоторых детей превышают средний уровень способностей их сверстников, однако в незначительной мере. Их одаренность далеко не всегда бросается в глаза. Однако они имеют, тем не менее, ее основные отличительные признаки и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.
Другие проявляют весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие склонности. Их одаренность, как правило, очевидна для окружающих.
Наконец, существуют дети, которые настолько превосходят по своим способностям среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить об их исключительной, особой одаренности.  Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Вместе с тем они часто составляют «группу риска», поскольку имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.
Одну из важнейших характеристик учителя,  работающего с одаренными детьми,  составляет мотивация, его позитивная Я-концепция. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило,  испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало. Не менее важна и профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей,  основанная на его личностной готовностью специальной теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.
Учителя  одаренных детей должны разбираться в специальных программах и учитывать опыт других педагогов при совершенствовании своих программ. Правильный выбор учебного материала также характеризует уровень учителя, работающего с одаренными детьми. Учитывая то обстоятельство, что  убедить окружающих в необходимости оказывать содействие в развитии специальных программ  для одаренных детей бывает довольно трудно, учителю необходимо обладать умением защищать  интересы последних и находить своих сторонников. В компетенцию учителя также входит умение  правильно оценивать успехи детей. Всё вышесказанное должно быть учтено при разработке ИОМ.
Индивидуальный образовательный маршрут необходимо планировать таким образом, чтобы его можно было при необходимости оперативно изменить, в  зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Учителю необходимо понимать, что индивидуальный образовательный маршрут – это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении
Таким образом, можно утверждать, что индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована моя индивидуальная образовательная программа».
Специфика каждого предмета, особенно на таком уровне, как подготовка к олимпиаде, ограничивает возможность использования опыта в других предметах, но обмен необходим хотя бы потому, чтобы яснее осознавать, где черпать резервы для дальнейшей успешной работы.
«Благословенны трудности, ибо ими растём», - сказал некогда Н. Рерих. Это, по-моему, наилучшая мотивация творческой работы.
Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии трёх составляющих: а) ученика, б) учителя и в) взаимоотношений между учеником и учителем.
У ученика, способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.
У учителя – огромная увлечённость (но не фанатизм) предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).
Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.
Многие открытия совершаются на стыке наук, поэтому синтез востребован в олимпиадном движении. Так как работа связана с детьми, то психология – основа для тренера. Знание психологии и возрастных особенностей учеников-олимпийцев позволяет мобилизовать их интеллектуальные и человеческие ресурсы. Поэтому необходимо сочетание профессионально-предметной деятельности с психологической подготовкой.

             Чем же должны отличаться программы для  одаренных  от  обычных  учебных программ. Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что  обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям.  Однако как это воплотить в жизнь? Ведь одаренные дети не похожи  друг  на  друга  - как по диапазону и своеобразию  своих  способностей,  так  и  по  личностным характеристикам. В гибком ИОМ  признаются  эти  различия  в  развитии познавательных  процессов  и  некоторых  навыков  в  предпочитаемых   стилях работы.  Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут  быть воплощены  в  разные  формы.  Для  этого  и  разрабатываются   специальные   ИОМ.

20 советов учителю,
как развивать
творческие способности у одаренных детей

  1. Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность и т.п.
  2. Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, техника, искусство).
  3. Поощряй оперировать предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
  4. Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.
  5. Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
  6. Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где используется много способов.
  7. Культивируй творческую атмосферу - учащийся должен знать, что творческое предложения мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
  8. Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокнот, тетрадь, например на экскурсиях.
  9. Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупредить и лучшим способом является объяснением способному, что это обычно и развивать у него терпимость и уверенность.
  10. Подбрасывай интересы, факты, случаи, технические и научные идеи.
  11. Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемых, произведениями искусства. Главный способ - рассказывай об истории творческой лаборатории художника, ученого и др.
  12. Стимулируй и поддерживай инициативу учащихся, самостоятельности. Подбрасывай проекты, которые могут увлечь.
  13. Привязывай талантливых к какой-либо действительной проблеме, чтобы они носились с ней.
  14. Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирование, воображения.
  15. Создавай поочередно периоды творческой активности в школах. Многие гениальные идеи приходят в такие фазы.
  16. Помогай овладевать тех. средствами для записи и т.к.
  17. Развивай критическое отношение.
  18. Попробуй доводить начинание до логического завершения.
  19. Помогай уч-ся захватывать смежные, пограничные отдаленные области устойчивому интересу.
  20. Воздействуй собственным примером

Вернуться к выступлениям

О сайте | Разработчики
Гродненская область, г. Лида, ул. Ленинская, д.15
e-mail: fizmatushki@yandex.ru